В любой экстренной ситуации звоните по номеру:
- единый номер вызова экстренных служб - "112"
- пожарная охрана - 01 (101)
- полиция - 02 (102)
- скорая медицинская помощь - 03 (103)
- аварийная газовая служба - 04 (104)
В любой экстренной ситуации звоните по номеру:
УФСБ России по Курской области
"Телефон доверия": +7 (4712) 70-20-70
Телефон дежурного: +7 (4712) 70-24-70
УМВД России по Курской области
Дежурная часть: 8 (4712) 36-82-65, 102
ГИБДД: 8 (4712) 36-70-25, 36-70-56
Центр по противодействию экстремизму: 8 (4712) 36-65-96
Отдел по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий:
8 (4712) 36-15-78
ГУ МЧС России по Курской области
"Телефон доверия": +7 (4712) 51-00-22
Отдел обеспечения безопасности людей на водных объектах: +7 (4712) 51-20-86
Отдел по работе с обращениями граждан: +7 (4712) 52-09-12
Горячая линия "Ребёнок в опасности"
+7 (4712) 70-29-87, м.т. 8-910-731-00-12
В нашей жизни часто возникают различного рода происшествия и экстремальные ситуации, которые требуют максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценивать происшедшее и выбирать наиболее эффективный способ защиты, спасения, выживания.
В первые минуты экстремальной ситуации под действием страха, неожиданности, паники, в состоянии аффекта человек действует рефлекторно, на уровне подсознания. Главными причинами таких действий в большинстве случаев является, во-первых, неожиданность, а во-вторых, неготовность, то есть незнание мер противодействия. Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что число жертв среди населения, знающего правила действий при ЧС и умеющего правильно действовать в экстремальных ситуациях, бывает на 35–40% меньше, чем среди населения, не владеющего этими навыками. Поэтому важно знать основные принципы безопасности, которые гласят, что необходимо:
ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.
ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ РЕШИТЕЛЬНО И ЧЕТКО БОРОТЬСЯ ДО ПОСЛЕДНЕГО.
АКТИВНО (ВСЕМИ ВОЗМОЖНЫМИ СПОСОБАМИ) ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ И САМОМУ ЕЁ ОКАЗЫВАТЬ НУЖДАЮЩЕМУСЯ.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2023 года № 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года"
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2023 № 3233-р "О плане мероприятий по реализации Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года"
Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.
Антитеррористическая деятельность – деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических физических лиц по профилактике терроризма и минимизации последствий.
Угроза совершения теракта сегодня существует практически для каждого жителя планеты, абсолютной гарантии безопасности нет ни для кого. Тем не менее, общество обязано предпринимать всё возможное для обеспечения должного уровня защиты.
В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости в образовательных учреждениях особо актуальна и остаётся приоритетной как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования, так как Школа является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории. Антитеррористическая защищённость образовательных учреждений приобретает особую значимость, поскольку от этого зависят жизни детей.
С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в учебный процесс образовательного учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта:
Документы по антитеррористической защищенности объекта
Правовую основу борьбы с экстремизмом и терроризмом составляют:
Региональные акты
Функции руководителя
Деятельность комиссии
Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.
В комплекс предупредительных мер, направленных на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения, входят:
Алгоритм действий сотрудников и обучающихся школы при угрозе террористического акта
1. При обнаружении подозрительного предмета:
2. При поступлении угрозы по телефону:
3. При получении угрозы в письменном виде:
4. При обнаружении угрозы химического или биологического терроризма:
5. Если сотрудники и учащиеся оказались в заложниках в помещениях школы, то необходимо:
Если учащимся или сотрудникам поступила информация о готовящемся или совершенном теракте, ее незамедлительно нужно сообщить директору учебного заведения или его заместителю.
Работа с учащимися
Регулярный инструктаж проводится по антитеррористической безопасности со школьниками. Им объясняется опасность и недопустимость следующих действий:
Организация безопасности в праздничные дни
Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:
Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности.
Формы работы с детьми
Проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни.
Полезные антитеррористические материалы
Памятки
Учебно-методические материалы
Интернет-ресурсы
РОСГВАРДИЯ. Противодействие терроризму https://rosguard.gov.ru/page/index/protivodejstvie-terrorizmu
Пожарная безопасность в школе – это комплекс мероприятий, разработанный государственными органами, в которые добавляются правила, разрабатываемые администрацией каждого учебного заведения. Цель составленных документов – защита учеников, учителей, технического персонала, имущества и других материальных ценностей от пагубного воздействия пожаров.
Общие требования пожарной безопасности
Запрещается
Действия при возникновении пожара
Каждое третье воскресенье ноября — Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Столь пристальное внимание к этой теме неслучайно, ведь ДТП, к сожалению, были и остаются одной из основных причин гибели людей. Каждый год в мире таким образом погибает более миллиона человек и еще от 20 до 50 млн получают травмы разной степени тяжести. Чаще всего наезды на людей, столкновения с препятствиями и машинами совершают нетрезвые водители. Автокатастрофы также происходят из-за плохих дорог, невнимательности пешеходов, несоблюдения участниками движения ПДД.
«Жизнь человека – абсолютная ценность. И именно поэтому каждый из нас должен осознавать, что безопасность на дороге – дело не только государственной важности, но и личная задача каждого. Внимательность и ответственность, взаимоуважение и умение взвешивать и предвидеть риски принесут свои плоды, и тогда на наших дорогах станет меньше трагедий. А еще важно всегда быть бдительными и незамедлительно сообщать сотрудникам полиции о нарушениях, свидетелями которых вы стали», - высказал свое мнение начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Михаил Черников.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 08.08.2024) (.pdf) (679 KB)
СТРАТЕГИЯ безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р) (.pdf) (216 KB)
СИСТЕМА РАБОТЫ В ШКОЛЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
Дети и подростки в большинстве случаев попадают под колеса по своей собственной неосторожности, вследствие перехода автодороги в неположенном месте. Причинами детского травматизма также непосредственно становятся подвижные игры и шалости на дороге. Некоторые подростки ездят по оживленным дорогам на велосипедах, не соблюдая правил дорожного движения (ПДД).
Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость, неспособность правильно оценивать обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакций на приближающийся автомобиль.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения на дороге может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, своим личным примером.
Высокий уровень детского травматизма на дорогах – это проблема всего нашего общества, поэтому решать ее следует комплексно. Для этого необходимы профилактические меры со стороны родителей, педагогов, разъяснительная работа среди автомобилистов. Задачей родителей и педагогов является воспитание дисциплинированных, ответственных и грамотных участников дорожного движения.
В соответствии со ст. 40 ФЗ «Об образовании в РФ» осуществляется бесплатная доставка детей до образовательных организаций и обратно учредителями этих организаций.
Согласно п. 2.1.2 санитарных правил СП 2.4.3648-20, расстояние от детсадов и школ до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности — 800 м, для сельских поселений — до 1 км.
Расстояние от организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций социального обслуживания с предоставлением проживания до общеобразовательных и дошкольных организаций должно быть до 1 км.
При расстояниях, свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных организаций, расположенных в сельской местности, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций социального обслуживания с предоставлением проживания организуется транспортное обслуживание (до организации и обратно).
До места сбора детей на остановке должно быть не более 500 м, для сельских районов – до 1 км.
Расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 километров в одну сторону.
Обратим внимание, что бесплатная перевозка обучающихся осуществляется также, если они проживают на территории другого муниципального образования, округа или городского округа.
Школьный автобус — транспорт, предназначенный для перевозки детей в черте населенных пунктов или за их пределами. Применяется для доставки учащихся к школе или домой после учебы, организации экскурсионных поездок, выезда всем классом на развлекательные, образовательные и иные мероприятия.
К перевозке школьными автобусами предъявляется много требований, которые обязательны к выполнению и контролируются многими органами. Одним из главных регулирующих документов является ГОСТ Р 51160-98. Действующий стандарт ориентирован на повышения уровня безопасности перевозки детей. Именно по его требованиям в 2017-м было внесено ряд дополнений, обязывающих оснащать школьный транспорт системами ГЛОНАСС, необходимыми для быстрого поиска транспорта в случае аварии и оказания помощи.
Базовые нормы и правила в отношении школьных автобусов:
Важно! Ответственность за состояние и техническую исправность автобуса несет сама школа, на балансе которой закреплен транспорт. В случае найма машины на определенное время эта функция ложится на перевозчика.
Школьные автобусы должны поддерживаться в исправном состоянии, а в процессе движения важно выбирать безопасные маршруты.
Школьный транспорт должен оборудоваться:
Перед поездкой водитель обязан проверить техническую исправность транспорта, наличие необходимой документации, правильность заполнения путевого листа и чистоту интерьера. Также существует ряд правил, касающихся самой поездки. Во время движения водителю нельзя:
Управление школьным автобусом доступно только для водителей с категорией D и имеющих опыт вождения такого транспорта не менее 12 месяцев в течение последних 3-х лет. Ранее шофер не должен был лишаться прав или нарушать ПДД. Обязательным условием также является прохождение медосмотра.
Дополнительные правила перевозки детей:
Детские перевозки автобусом несут повышенные риски и требуют особого внимания со стороны организаторов / водителей. Следовательно, ни одна рекомендуемая мера не является избыточной.
Нормативные материалы в сфере организованных перевозок детей:
Методические рекомендации по обеспечению организованной перевозки группы детей согласованы с ГУОБДД МВД России, Научным Центром безопасности дорожного движения МВД России, размещены по ссылке: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/press-center/federalnyy-resursnyy-tsentr-po-profilaktike-ddtt/metodicheskie-rekomendatsii-po-obespecheniyu-organizovannoy-perevozki-gruppy-detey-avtobusami-dostup/
Методические рекомендации Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2022 г. "Методические рекомендации "Организация перевозок обучающихся общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций"
Материалы по организованной перевозке групп детей: https://xn--80aebkobnwfcnsfk1e0h.xn--p1ai/corp/children-traffic
Инструкция для сопровождающего школьного автобуса по мерам безопасности при перевозке обучающихся МКОУ «Нижнемордокская СОШ» (.pdf) (884 KB)
Инструкция по правилам безопасного поведения детей МКОУ «Нижнемордокская СОШ» в общественном транспорте (.pdf) (840 KB)
Инструкция по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в МКОУ «Нижнемордокская СОШ» (.pdf) (883 KB)
Инструкция по правилам безопасного поведения детей МКОУ «Нижнемордокская СОШ» на объектах железнодорожного транспорта (.pdf) (845 KB)
Инструкция по правилам безопасного поведения детей МКОУ «Нижнемордокская СОШ» на дороге (.pdf) (1.13 MB)
Общероссийская общественная детско-юношеская организация по пропаганде безопасности дорожного движения «Юные инспекторы движения» – это 35 000 отрядов, более 500 000 участников в возрасте от 8 до 18 лет, из 89 субъектов Российской Федерации, объединенных деятельностью, направленной на формирование культуры поведения в дорожной среде и обучению навыкам безопасного участия детей в дорожном движении.
Школьный отряд ЮИД осуществляет свою деятельность с начала 2007-08 учебного года. В 2024-25 учебном году в его состав входит 14 обучающихся 8-11 классов.
Чем занимается отряд ЮИД?
Отряд ЮИД организует творческую работу по пропаганде безопасности дорожного движения среди школьников и вместе с ними. Отряд ЮИД оказывает помощь дорожной полиции в проведении широкой профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма:
Деятельность отряда ЮИД можно определить тремя девизами:
- Изучи ПДД сам!
- Научи ПДД своих сверстников!
- Напомни взрослым о культуре дорожного движения!
Участник отряда ЮИД может быть и организатором, и художником, и музыкантом, и журналистом, и актером, и режиссером, и звукооператором, и оформителем, но, прежде всего, – знатоком Правил дорожного движения.
![]() |
Методические рекомендации по организации и проведению Всероссийского проекта профориентационной направленности несовершеннолетних «Профессия ЮИД» |
![]() |
Юные инспекторы движения :: Официальный сайт |
Создано официальное мобильное приложение «ЮИД РОССИИ», которое объединяет тысячи участников отрядов юных инспекторов движения и учащихся по всей России. Приложение предоставляет широкие возможности для общения, развлечения, обмена сообщениями из любой точки нашей страны, как для детей-учащихся, так и для педагогических работников и сотрудников Госавтоинспекции.
Мобильное приложение "ЮИД России" доступно к скачиванию на ресурсах Google Play Market и Apple App Store.
Установка, регистрация и использование приложения - бесплатно.
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий», рубрика «Безопасность дорожного движения», по ссылке: http://vcht.center/events/bdd/
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания», рубрика «Федеральный ресурсный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», по ссылке: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/federalnyy-resursnyy-tsentr-po-profilaktike-ddtt/
Сайт Всероссийского педагогического фестиваля межпредметных проектов по безопасности дорожного движения: https://festbdd.ru/
Сайт Всероссийского конкурса «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»: https://best-tutor-bdd.ru/
Методические рекомендации по организации общеобразовательной организацией работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и привитию детям навыков безопасного поведения на дорогах (.pdf) (537 KB)
Презентация "Формирование культуры безопасного поведения при передвижении на средствах индивидуальной мобильности" (.pdf) (598 KB)
С. Ю. Волков. Про правила дорожного движения (пособие для учителей начальных классов) (.pdf) (3,39 МB)
Пособие для обучающихся 1-4 классов по правилам дорожного движения (.pdf) (4.91 MB)
Пособие для обучающихся 5-9 классов по правилам дорожного движения (.pdf) (2.46 MB)
Пособие для обучающихся 10-11 классов по правилам дорожного движения (.pdf) (1.53 MB)
Памятка для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма" (.jpg) (120 KB)
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (.pdf) (1.18 MB)
Презентация Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на тему «Световозвращающие элементы» (.pdf) (2.79 MB)
Буклет "Для чего нужны световозвращающие элементы?" (.pdf) (719 KB)
Презентация "Ответственно и безопасно используй средства индивидуальной мобильности" (.pdf) (1,25 MB)
Памятка для мотоциклиста "Управляй своей мечтой безопасно!" (.pdf) (0,99 MB)
Памятка для водителя (.pdf) (1,80 MB)
Памятка родителям по правилам дорожного движения (.pdf) (534 KB)
Правила поведения на дороге при разных погодных условиях (.pdf) (535 KB)
https://гибдд.рф – официальный сайт Госавтоинспекции. На сайте есть раздел «Детская безопасность», в котором содержатся материалы, статьи о безопасном поведении детей на дорогах, правила перевозки детей, интернет-урок «Основы безопасного поведения детей на дорогах».
http://bdd-eor.edu.ru – образовательный портал «Дорога без опасности» - федеральный каталог интерактивных образовательных программ для учащихся, их родителей и педагогов.
http://www.dddgazeta.ru/about/ - Всероссийская газета «Добрая Дорога Детства» - полноцветная, иллюстрированная газета объемом 8 полос формата А3, выходит 2 раза в месяц.
Обучающие видеоролики:
Уроки тетушки Совы: https://avtoline-nsk.ru/c/multfilmy-po-pdd
Смешарики - «Азбука безопасности»: https://www.smeshariki.ru/watch?v=FUeoI7XQQwk
Мультфильм "Про котенка Женю и правила движения" - https://mults.info/mults/?id=2344
фильм-плакат о правилах дорожного движения - https://mults.info/mults/?id=1730
Виды и особенности детского травматизма
Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты, изучающие детский травматизм, подразделяют его на четыре основных вида:
Основные формы профилактики детского травматизма в школе
Статистика: Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах.
Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей. Проблемы охраны здоровья детей, профилактики детского травматизма, создания безопасных условий обучения и воспитания находятся под постоянным контролем администрации и педагогов. В рамках профилактической работы по предупреждению травматизма обучающихся и уменьшению рисков возникновения травмоопасных ситуаций в МКОУ "Нижнемордокская СОШ":
Создаются безопасные условия и среда обучения (воспитания), отвечающие требованиям СанПин.
Осуществляется постоянный контроль со стороны администрации за сохранением безопасных условий обучения, соблюдением требований охраны здоровья обучающихся и соблюдению санитарно–гигиенического режима во время проведения учебно–воспитательного процесса, определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы, ежедневная проверка помещений образовательной организации для проведения занятий и др.
Классными руководителями проводятся инструктажи обучающихся по следующим направлениям: правилам поведения в школе и на каникулах, по электробезопасности, пожаробезопасности, антитеррористической безопасности, зимой по правилам обращения с пиротехникой, правилам поведения на воде, правилам поведения на дорогах и транспорте, по безопасному пути в школу, по профилактике и предотвращению негативных ситуаций, по правилам поведения при проведении экскурсий, походов; беседы о необходимости соблюдения требований к одежде и обуви обучающихся.
Учителями–предметниками и педагогами дополнительного образования каждым по своему направлению также проводятся инструктажи по технике безопасности. Особое внимание уделено дисциплинам физической культуры, химии, физики, технологии, информатики и ОБЖ. По этим предметам разработан и проводится педагогами целый комплекс инструкций и правил для учащихся по соблюдению техники безопасности.
Вся работа, направленная на профилактику травматизма обучающихся, организуется и проводится в соответствии с комплексным Планом мероприятий по предупреждению детского травматизма в МКОУ "Нижнемордоская СОШ". При этом педагоги учитывают следующие возможные направления работы с учащимися и их родителями:
Полезные материалы по профилактике детского травматизма
Самое загадочное и удивительное из всего, что окружает человека – природа. Именно она дарит незабываемые мгновенья радости, спокойствия и гармонии. Особенно остро природу воспринимают дети – многообразие, яркость и живописность окружающего мира оказывают воздействие на все их чувства.
Мир природы оставляет в детских сердцах незабываемые впечатления, а насыщенные краски, неожиданные встречи, и величие природы вызывает вполне объяснимое желание – потрогать и попробовать все, что окружает. Именно поэтому любознательные дети дошкольного и школьного возраста нередко оказываются в опасности – незнакомые с основами безопасного поведения, они могут навредить не только природе, но и самим себе. Потому крайне важно объяснять всем детям правила безопасного поведения на природе и последствия неосторожных поступков.
Чтобы общение с природой оставило только хорошие воспоминания, рассмотрим основные правила, помогающие избежать опасных непредвиденных ситуаций:
– не ходите в лес одни, только со взрослыми;
– возьмите с собой телефон для связи с родственниками;
– вернуться из леса нужно до наступления темноты;
– не уходите вглубь леса;
– не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;
– запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;
– не сжигайте высохшую траву или листья;
– не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
– не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;
– нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
– не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;
– не следует забирать детенышей животных, они могут быть переносчиками очень опасных заболеваний;
– не трогайте гнезда птиц, птенцов, яйца, ведь птицы могут оказаться в опасности, вы можете привлечь внимание хищников, также никогда не уносите с собой птенцов, они не смогут выжить в неволе;
– не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;
– не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;
– не вылавливайте лягушек и головастиков;
– не убивайте пауков, не рвите паутину;
– ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые;
– не ломайте ветки кустарников и деревьев, не делайте памятных надписей на них, не отрывайте кору, не собирайте сок с берез (если не имеете нужных навыков), берегите их, не наносите вред;
– не срывайте цветы, тем более с корнем, ведь они не вырастут снова, среди них могут быть редкие, занесенные в Красную книгу, лесные цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах;
– разрешается сбор знакомых лекарственных трав, ягод, орехов, если в лесу их много;
– никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;
– собирать съедобные грибы можно только под присмотром взрослых, ни в коем случае не вырывая их, пользуйтесь ножичком, чтобы не повредить грибницу;
– не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных. Помните, правильное поведение в лесу – залог вашей безопасности.
- Опасности, которые нас подстерегают летом на природе (Советы профилактики и противодействия) (.pdf)
- 15 угроз здоровью, которые поджидают вашего ребенка на природе: От простой аллергии до укуса гадюки (.pdf)
зимой
летом
1. Главное управление МЧС России по Ненецкому АО:
Обеспечение безопасности человека при автономном существовании в природной среде
2. МЧС Беларуси:
Действия в чрезвычайных ситуациях природного характера:
3. Онлайн-школа Фоксфорд:
В современном обществе всё острее встаёт проблема социальной безопасности детей. В связи с большим количеством негативной информации и деструктивными социальными явлениями, родители и школа несут ответственность за сохранение жизни и здоровья детей, характер их взаимодействий с социумом.
Главные опасности современного социального мира, от которых нужно защищать своих детей
1. #Жестокое обращение с детьми
По данным ВОЗ:
Актуальная информация по теме:
Домашнее насилие над детьми (.pdf) (422 KB)
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика (Методическое руководство для врачей, психологов, педагогов, социальных работников, родителей) (.pdf) (304 KB)
Психологическое сопровождение детей, переживших насилие и жестокое обращение в семье (методическое пособие) (.pdf) (1,23 MB)
Онлайн Кейс-игра для родителей «А как поступили бы ВЫ?»
Онлайн-тесты для родителей:
Формы и виды проявления насилия.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Поведенческие и психологические индикаторы физического насилия:
Признаки физического насилия над ребенком:
Раны и синяки:
Ожоги:
типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;
Укусы:
следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.
«Синдром тряски ребенка»:
Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:
Актуальная информация по теме:
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему.
Виды психического насилия над детьми:
Влияние на ребенка:
Актуальная информация по теме:
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.
Актуальная информация по теме:
Сексуальное насилие над детьми и его профилактика (.pdf) (575 KB)
Косвенное насилие предполагает скрытые манипулятивные нападения, «действия, нацеленные на управление социальной средой другого человека, разрушительные отношения посредством целенаправленных манипулятивных и деструктивных действий, наносящих ущерб социальному статусу жертвы и ее взаимоотношениям с другими людьми».
Прямое насилие подразумевает открытую конфронтацию, физическую или вербальную (угрозы, оскорбления).
Вербальное (словесное) насилие – это метод контролирования другого человека с применением ненормативной лексики, грубых и оскорбительных слов.
Моббинг ‒ это своего рода «психологический террор», включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка». Это групповая травля и преследование, которые проявляются в форме обзываний, придирок, насмешек, толканий, высмеивания, клеветы, распространения слухов, критики, объявления бойкота, дезинформации, кибермоббинга. Насильники оскорбляют, заставляют делать унизительные поступки, пачкают вещи, каждый раз придумывая новый вид насилия.
Буллинг − это систематическое насилие, травля со стороны одного подростка или группы подростков. Буллинг отличается от моббинга тем, что в роли насильников выступает не весь класс, а конкретный обучающийся или группа подростков, которые имеют авторитет. Цель обоих явлений − вызвать страх, унизить, подчинить с помощью насильственных действий.
Обидчики — булли — чрезвычайно изобретательны. Обидчиками могут быть и девочки-подростки, ибо буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.
Проблема буллинга в среде несовершеннолетних сегодня вызывает все большую озабоченность в связи с распространенностью данного явления и его опасностью для физического и психического здоровья. Основными формами профилактической работы с обучающимися являются:
Хейзинг – негласные обряды с применением насилия, часто делаются на публику, для всеобщего унижения с целью удержания страха перед группой и сохранения так называемого «высокого статуса». Встречается и в обычных школах, особенно, если при них есть интернаты или общежития.
Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина». Новичкам одноклассники или обучающиеся более старших классов навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д.
Чтобы противостоять хейзингу, необходимо сначала разобраться в его природе:
Люди, которые стали невольными свидетелями хейзинга или были нарочно привлечены организаторами унизительного спектакля, никогда не признают, что присутствовали или выступали соучастниками подобных акций.
Актуальная информация по теме:
Скулшутинг (от англ. School shooting — «школьная стрельба») — вооружённое насилие на территории образовательных учреждений, главным образом к обучающимся, нередко выливающееся в массовые убийства. Скулшутинг рассматривается как форма девиантного поведения и имеет следующие причины:
Для эффективной профилактики и противодействия скулшутингу необходимо тщательно изучить его природу, а также факторы, способствующие формированию склонности к такого рода девиантному поведению.
Актуальная информация по теме:
Подросток и насилие. Феномен скулшутинга - Психологическая Газета "Золотая Лестница"
Риск нападения обучающимся на образовательную организацию (памятка для педагогов в соответствии с Навигатором профилактики) (.jpg) (0,98 MB)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по профилактике деструктивного поведения обучающихся (буллинг, скулшутинг) в образовательных организациях (.pdf) (1,19 MB)
Предупреждение и выявление фактов распространения скулшутинга (Информационный материал для педагогов) (.pdf) (361 KB)
Кибермоббинг и кибербуллинг ‒ травля с применением соцсетей, средств коммуникации. Подростки выбирают жертву, подделывают и публикуют фотографии, распространяют несуществующую, унизительную информацию. Чаще встречается в возрасте 12-15 лет. Кибербуллинг привлекает тех обучающихся, кто в повседневной жизни чаще является жертвой буллинга, кто не обладает физической силой, не умеет быстро придумать ответ, желающих занять позицию силы. Одной из форм кибербуллинга является исключение − подразумевает непринятие в группу, исключение из сообщества в соцсетях, создании закрытых чатов, где участвуют все, кроме одного. Может быть инициировано одним и поддержано соучастниками. Кибербуллинг также выражается в целенаправленных, оскорбительных или угрожающих сообщениях, публикациях или пересылки личной информации, преследовании, поддержке нежелательных контактов, наведении ужаса, «троллинге» или подшучивании, когда жертву провоцируют к диалогу при помощи высмеивания и оскорблений.
Киднеппинг - похищение людей с некоторой целью для похитителей и против воли похищаемого. Слово происходит от английского "киднеп" - похищать. Но чаще слышно о похищении детей, которые не могут противостоять похитителям. Число детей, пропадающих без вести по всему миру, включая похищение, ошеломляет: 8 миллионов детей в год – это 320 000 000 детей только за последние четыре десятилетия – это больше, чем во всех войнах, вместе взятых!!! Это – 1 ребёнок каждые 40 секунд!!! - это реальность!
25 мая в России, как и во всем мире, отмечают Международный день пропавших детей. Он учрежден в 2010 г. по инициативе Международного центра поиска пропавших и эксплуатируемых детей.
Больше всего людей, и детей в том числе, исчезают в крупных городах. По данным МВД России ежегодно в одной только Москве пропадает около 1,4 тысячи детей.
Самая частая причина пропажи детей в РФ — самовольный уход из дома или побег из детских учреждений. Оставшиеся случаи, которые составляют примерно 10% от общего числа пропавших детей, связаны с преступлениями, насильственными действиями в отношении несовершеннолетних или несчастными случаями. При этом результаты исследования «Новой газеты» показали, что 80% преступлений против детей совершаются родственниками или близкими, знакомыми ребёнку людьми. Половина случаев связана с алкогольным или наркотическим опьянением злоумышленника. Следственный комитет Российской Федерации назвал самые распространенные причины добровольного ухода детей из своих семей:
— по семейным и межличностным конфликтам;
— из-за жестокого обращения;
— из-за асоциального поведения родителей или опекунов;
— по причине неблагоприятных условий жизни.
Эффективность поиска пропавшего ребенка повышается, если обратиться за помощью в первые часы его исчезновения. Сайт МВД РФ приводит инструкцию о том, как правильно заявить о пропаже.
Кроме МВД РФ, розыском пропавших детей занимается Следственный комитет РФ, общественные организации, например «Лиза Алерт», локальные объединения граждан, Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям под патронажем Президента РФ.
Существует также инструкция и для родителей. Если не удаётся укомплектовать ребёнка современным смартфоном, а безопасность беспокоит, есть выход. Часы с GPS — это тот же телефон, упакованный в компактный корпус и постоянно находящийся при ребёнке, позволяющий держать связь и отслеживать перемещения. И на часы младших, и на телефоны старших можно установить приложение «Чат с родителями». Родителям на телефоны ставится программа «Где мои дети». Это поможет организовать круглосуточный мониторинг местоположения детей. В случае чего для обнаружения ребёнка обращение в МВД или СК не понадобится — родитель имеет картину в режиме реального времени. Учитывая дополнительные функции приложения, в частности, просмотр уровня заряда, прослушку окружения, родители получают мощный инструмент обеспечения безопасности своего ребёнка.
Похищение детей случаются гораздо реже, но это не может служить утешением. Исчезновение ребенка - всегда ужасно. Причин и целей у похищения несовершеннолетнего может быть несколько. Среди ведущих - сексуальное насилие, торговля людьми, кража с целью выкупа или оказания давления на родителей, похищение ребенка одним из родителей у другого - так называемый семейный киднепинг. Зарегистрированы также случаи, когда детей похищали граждане с психиатрическими диагнозами либо с некими ментальными проблемами, объясняя свои действия тем, что «просто хотели иметь именно этого ребенка». В любом случае, известно или нет, что ребенок был похищен, медлить с объявлением его в розыск нельзя. Дополнительное обращение за помощью в поисковые отряды и к волонтерам значительно повышает шансы найти ребенка быстро и живым.
Актуальная информация по теме:
«Как обезопасить детей от похищений и насилия (сценарии похищения, памятка)» - Камчатский центр социальной помощи семье и детям "Семья"
10 правил защиты от похитителя на улице для каждого ребенка - онлайн-школа безопасности "Стоп угроза"
Как защитить своего ребенка от cилового похищения - сайт "Герой каменных джунглей"
Статья | Безопасность ребенка в современном мире - Навигатор для современных родителей "Растим детей"
12 правил защиты от киднеппинга (.pdf) (473 KB)
30 способов избежать похищения детей (.pdf) (306 KB)
Инструкция для родителей по предупреждению похищения детей (.pdf) (466 KB)
Настоящие преступники не вызывают подозрений: Как прохожие похищают детей (.pdf) (402 KB)
Киднеппинг детей (.pdf) (173 KB)
2. #Влияние групп с деструктивной социальной направленностью
Группы с противоправными установками
Криминальные группы
Экстремисты
3. #Опасные увлечения детей и подростков
Дети, входя в подростковый период, сталкиваются с необходимостью найти своё место в этом мире, ответить на вопросы: «Кто я? Чем я отличаюсь от остальных?» Самый простой способ дать на них ответ — найти увлечение, которое создало бы интересный образ личности. К сожалению, далеко не все дети способны выбрать безопасное и полезное занятие. Часто они выбирают увлечения, связанные с риском для здоровья и жизни: руфинг, скайуокинг, диггерство, сталкинг, зацепинг, паркур и др.
Смотреть:
Экстремальные увлечения (специалистам)
Опасные увлечения современной молодежи (блог "Круг развития")
Есть другая противоположность: не менее опасный главный авторитет для детей и подростков (да зачастую и для взрослых тоже!) - компьютер и/или гаджеты.
Первую, самую актуальную опасность для ребенка сегодня несут в себе соцсети, которые являются ненасытными пожирателями времени и внимания. Неспроста в современном языке, применительно к нахождению в интернете, появилось новое значение глагола «зависнуть». Деструктивный контент, транслирующий ценности гордыни, жадности и потребления, способствует разрушению детской психики.
Еще одна значимая опасность – это игромания. Графика компьютерных игр завораживает и будоражит воображение. В виртуальной реальности все возможно, не существует никаких ограничений, очень легко достигнуть желаемого. Как следствие, организм ребенка настолько привыкает к искусственной реальности, что перестает вырабатывать гормоны счастья в настоящем мире. В итоге у юного игромана с самого детства зарождаются такие психологические расстройства как апатия или депрессия.
Ужасно то, что виртуальный мир заменил нашим детям живое общение, они разучились испытывать живые эмоции, сочувствовать. Психоэмоциональное здоровье и душевное равновесие детей серьезно нарушается, а речь так и не развивается на нормальном уровне. А нежелательное общение и взаимодействие с виртуальными злоумышленниками оказывает не самое лучшее воздействие на неокрепшие умы наших детей. А попробуй отбери у ребенка смартфон. Да у него там целый мир, в котором он и герой, и мачо-парень, и лидер общественного мнения. Это часто приводит к психическому срыву подростка, ведь по большому счету практически у каждого из них сейчас можно диагностировать интернет-зависимость.
Главная задача взрослых - найти адекватную альтернативу опасным подростковым хобби.
Самые опасные увлечения подростков и детей. Как уберечь ребёнка? (Интервью с психологом) (.pdf) (1.87 MB)
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике