ФГОС третьего поколения делают особый акцент на единстве обучения и воспитания. Дополняя друг друга, эти компоненты способствуют комплексному развитию личности ребенка. Рабочая программа воспитания призвана обеспечить системный подход в организации и планировании воспитательной деятельности школы.
С введением в 2023 году федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП) для каждого уровня образования появилась и федеральная рабочая программа воспитания. Федеральная рабочая программа воспитания — часть ФООП. Как и другие подобные документы, она имеет инвариантную (целевую) и вариативную (содержательную и организационную) часть. С 1 сентября 2023 года в школе разработана собственная программа воспитания на основе федеральной.
Обновление ФГОС всех уровней образования определило изменения в области воспитательной работы в школе. Помимо создания условий для развития личности, самоопределения и социализации ребенка, воспитательная работа по ФГОС нацелена на то, чтобы школьники:
- сформировали чувство патриотизма, гражданственности;
- освоили и приняли нормы, ценности и традиции российского общества;
- приобрели необходимый социокультурный опыт поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
- достигли личностных результатов освоения общеобразовательных программ.
Кроме того, федеральная рабочая программа воспитания конкретизирует направления воспитания, соответствующие ФГОС.
Направление воспитания | Цель |
---|---|
Гражданское | Сформировать российскую гражданскую идентичность |
Патриотическое | Привить любовь к Родине и уважение к народам России. Как проводить «Разговоры о важном», читайте в статье |
Духовно-нравственное | Сформировать традиционные российские семейные ценности |
Эстетическое | Приобщить к лучшим образцам отечественного и мирового искусства |
Физическое | Сформировать культуру здорового образа жизни |
Трудовое | Воспитать уважение к труду |
Экологическое | Воспитать бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде. |
Воспитание ценностей научного познания | Сформировать стремление к познанию себя и окружающего мира |
По каждому направлению в документе прописаны и целевые ориентиры результатов воспитания.
Что касается трудового воспитания, 27.06.2023 Госдума в первом чтении приняла законопроект об обязательном участии школьников в общественно-полезном труде. Документ обязывает детей участвовать в оформлении класса или площадки к мероприятию, высаживать цветы и деревья на пришкольной территории, помогать в библиотеке или музее и т.д.
Федеральная программа воспитания содержит информацию о формах и содержании воспитательной деятельности, кадровом и нормативно-методическом обеспечении, прописывает требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
В рабочую программу воспитания школы заложены ценности, принципы и традиции воспитания, которые отражают самобытный облик конкретной образовательной организации. Для этого отдельно описаны и раскрыты особенности уклада МКОУ "Нижнемордокская СОШ", которые определяют отличительные черты воспитательного процесса.
Согласно ФГОС воспитательная работа в школе должна быть реализована в единстве урочной и внеурочной деятельности. То есть учитель при планировании и организации обучения должен учитывать не только предметные и метапредметные результаты, но и личностные, распределенные по направлениям воспитания: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического.
При проектировании урока следует учитывать воспитательный компонент (инвариантный модуль программы воспитания «Школьный урок») и обратить внимание на следующие моменты:
- поставьте воспитательную цель,
- раскройте личностный смысл изучаемого материала,
- обеспечьте связь изучаемого материала с жизненным опытом,
- используйте формы и методы для повышения познавательного интереса,
- обеспечьте обратную связь,
- подберите воспитывающее содержание урока,
- используйте активные и интерактивные формы работы.
Также необходимо подвести и проанализировать итоги работы по достижению личностных результатов в рамках реализации рабочей программы воспитания.
Результаты воспитательной работы (ВР) анализируют и оценивают по внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) школы согласно таблице:
Вопрос | Ответ |
---|---|
Когда проводится анализ ВР? | Ежегодно в конце учебного года |
Кто проводит анализ ВР? | Анализ ВР проводят классные руководители совместно с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии). При необходимости привлекают внешних экспертов |
В чем заключается цель анализа ВР? | Выявить и решить основные проблемы |
Какой метод используют для анализа ВР? | Самоанализ |
Как собирать информацию о результатах воспитания? | Посредством наблюдения, анкетирования, бесед с обучающимися, родителями, педагогами, представителями совета обучающихся |
Что получим в результате самоанализа? | Перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу |
Как оформлять итоги самоанализа? | В виде отчета, который составляет заместитель директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) |
Кто утверждает итоги самоанализа? | Педагогический совет или иной коллегиальный орган управления в общеобразовательной организации |
Презентация "Обновление структуры и содержания рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях" (.pdf) (1,98 Mb)