МКОУ "Нижнемордокская СОШ"
село Нижний Мордок
  • Особенности воспитательной работы по новым ФГОС и ФООП

    ФГОС третьего поколения делают особый акцент на единстве обучения и воспитания. Дополняя друг друга, эти компоненты способствуют комплексному развитию личности ребенка. Рабочая программа воспитания призвана обеспечить системный подход в организации и планировании воспитательной деятельности школы.

    С введением в 2023 году федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП) для каждого уровня образования появилась и федеральная рабочая программа воспитания. Федеральная рабочая программа воспитания — часть ФООП. Как и другие подобные документы, она имеет инвариантную (целевую) и вариативную (содержательную и организационную) часть. С 1 сентября 2023 года в школе разработана собственная программа воспитания на основе федеральной.

    Обновление ФГОС всех уровней образования определило изменения в области воспитательной работы в школе. Помимо создания условий для развития личности, самоопределения и социализации ребенка, воспитательная работа по ФГОС нацелена на то, чтобы школьники:

    • сформировали чувство патриотизма, гражданственности;
    • освоили и приняли нормы, ценности и традиции российского общества;
    • приобрели необходимый социокультурный опыт поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
    • достигли личностных результатов освоения общеобразовательных программ.

    Кроме того, федеральная рабочая программа воспитания конкретизирует направления воспитания, соответствующие ФГОС.

    Направление воспитания Цель
    Гражданское Сформировать российскую гражданскую идентичность
    Патриотическое Привить любовь к Родине и уважение к народам России. Как проводить «Разговоры о важном», читайте в статье
    Духовно-нравственное Сформировать традиционные российские семейные ценности
    Эстетическое Приобщить к лучшим образцам отечественного и мирового искусства
    Физическое Сформировать культуру здорового образа жизни
    Трудовое Воспитать уважение к труду
    Экологическое Воспитать бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде. 
    Воспитание ценностей научного познания Сформировать стремление к познанию себя и окружающего мира

    По каждому направлению в документе прописаны и целевые ориентиры результатов воспитания. 

    Что касается трудового воспитания, 27.06.2023 Госдума в первом чтении приняла законопроект об обязательном участии школьников в общественно-полезном труде. Документ обязывает детей участвовать в оформлении класса или площадки к мероприятию, высаживать цветы и деревья на пришкольной территории, помогать в библиотеке или музее и т.д.

    Федеральная программа воспитания содержит информацию о формах и содержании воспитательной деятельности, кадровом и нормативно-методическом обеспечении, прописывает требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. 

    В рабочую программу воспитания школы заложены ценности, принципы и традиции воспитания, которые отражают самобытный облик конкретной образовательной организации. Для этого отдельно описаны и раскрыты особенности уклада МКОУ "Нижнемордокская СОШ", которые определяют отличительные черты воспитательного процесса. 

    Согласно ФГОС воспитательная работа в школе должна быть реализована в единстве урочной и внеурочной деятельности. То есть учитель при планировании и организации обучения должен учитывать не только предметные и метапредметные результаты, но и личностные, распределенные по направлениям воспитания: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического.

    При проектировании урока следует учитывать воспитательный компонент (инвариантный модуль программы воспитания «Школьный урок») и обратить внимание на следующие моменты: 

    • поставьте воспитательную цель,
    • раскройте личностный смысл изучаемого материала,
    • обеспечьте связь изучаемого материала с жизненным опытом,
    • используйте формы и методы для повышения познавательного интереса,
    • обеспечьте обратную связь, 
    • подберите воспитывающее содержание урока,
    • используйте активные и интерактивные формы работы.

    Также необходимо подвести и проанализировать итоги работы по достижению личностных результатов в рамках реализации рабочей программы воспитания.

    Результаты воспитательной работы (ВР) анализируют и оценивают по внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) школы согласно таблице:

    Вопрос Ответ
    Когда проводится анализ ВР? Ежегодно в конце учебного года
    Кто проводит анализ ВР? Анализ ВР проводят классные руководители совместно с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии). При необходимости привлекают внешних экспертов
    В чем заключается цель анализа ВР? Выявить и решить основные проблемы
    Какой метод используют для анализа ВР? Самоанализ
    Как собирать информацию о результатах воспитания? Посредством наблюдения, анкетирования, бесед с обучающимися, родителями, педагогами, представителями совета обучающихся
    Что получим в результате самоанализа? Перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу
    Как оформлять итоги самоанализа? В виде отчета, который составляет заместитель директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии)
    Кто утверждает итоги самоанализа? Педагогический совет или иной коллегиальный орган управления в общеобразовательной организации

    Презентация "Обновление структуры и содержания рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях" (.pdf)  (1,98 Mb)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике