Наставничество
НАСТАВНИЧЕСТВО – наиболее удобный и эффективный способ передачи знаний и умений от опытного и знающего представителя старшего поколения молодым людям. Эта форма обучения корнями уходит в глубокую древность: и в то время молодежи требовалась помощь в социализации и вхождении во взрослую жизнь. Именно таким способом младшее поколение приобретает прикладные знания, умение вести себя в обществе, навыки работы с инструментами.
С помощью наставников у молодых людей формируются определенные жизненные ценности, позитивные установки, они быстрее определяются и успешно реализуют себя во взрослой жизни.
Наставничество в современном образовании давно уже стало его неотъемлемой частью. Эта программа формирует плодотворную среду, в которой все участники полностью раскрывают свой потенциал: студенты, родители, учителя, сотрудники региональных предприятий, молодые специалисты и все те, кто интересуется проблемами педагогики.
В образовательном сообществе наставничество – своего рода канал передачи опыта. Такая технология получения знаний, умений, опыта, навыков и компетенций работает гораздо быстрее и эффективнее, чем другие способы (учебные пособия, уроки, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение).
С 2022 - 2023 учебного года в МКОУ "Нижнемордокская СОШ" внедряется Целевая модель наставничества. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества благодарных выпускников.
Что такое наставничество?
![]() |
– это федеральный проект, в котором подросток может получить поддержку старшего товарища – наставника, который уже имеет определенный опыт и помогает планомерно достигать поставленные цели и формулировать мечты. |
Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы обучения, поскольку это происходит через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Это всегда работа “в обе стороны”, взаимное обогащение опытом. И наставники, и наставляемые получают возможность открыть новые идеи, получить объективную обратную связь, а также усовершенствовать свои коммуникативные навыки и нетворк.
Кто участвует в проекте?
Участие в проекте предполагает три главных роли: наставник, наставляемый и куратор.
![]() |
– участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. |
![]() |
– участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. |
Куратор – педагог школы, который отвечает за организацию программы наставничества, проводит обучение наставников, организует взаимодействие между наставником и наставляемым.
Как это работает?
Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько этапов: отбор наставников и наставляемых, обучение наставников, формирование наставнических пар, работа наставников с наставляемыми, рефлексия и подведение итогов.
2022/2023 учебный год является первой фазой запуска проекта в школе, в которой внедрена форма наставничества "Учитель - учитель".
В 2023/2024 учебном году школа приступила к разработке и реализации формы наставничества "Учитель - ученик" двух видов: "Классный руководитель - воспитанник" и "Учитель-предметник - ученик".
С начала 2024/2025 учебного года в школе отрабатывается форма наставничества "Ученик-ученик".
В качестве наставников отбираются обучающиеся 7 - 11 классов. После прохождения обучения (тренинговые встречи под руководством куратора проекта), каждый из старшеклассников, участвующий в программе, получает пошаговые инструкции для взаимодействия с наставляемыми. Кроме того, ему предоставляется наставник из числа педагогов школы, который оказывает ему помощь и поддержку.
Наставники получают группу наставляемых ребят из числа учеников 4 - 9 классов, которые нуждаются в дополнительной поддержке, и в рамках периодических встреч делятся своим опытом и механизмами решения поставленных задач.
Что дает участие в проекте?
Как наставники, так и наставляемые получают целый ряд преимуществ:
Во - первых, это доступ к практикам развития навыков, важных не только в рамках обучения в школе, но и в дальнейшей жизни:
Во - вторых, это новый формат взаимодействия с товарищами внутри школы, приобщение к всероссийскому сообществу мотивированной активной молодежи, пополнение портфолио, доступ к участию в выездных лидерских программах на уровне региона и страны.
В – третьих, это новый взгляд на свои сильные стороны, поддержка и помощь в существующих вопросах, толчок для самореализации, достижения своих целей и желаний. Участие в проекте помогает: научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе.
Критерии оценки всех субъектов наставнической деятельности
1. В части оценки наставнической программы в МКОУ "Нижнемордокская СОШ" критериями являются:
- соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она осуществляется;
- оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах;
- соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям;
- наличие соответствующего психологического климата в школе;
- логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;
- положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.
2. В части определения эффективности всех участников наставнической деятельности в МКОУ "Нижнемордокская СОШ":
- степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;
- уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности;
- заинтересованность и включенность родителей или лиц их замещающих;
- уровень удовлетворенности родителей или лиц их замещающих наставнической деятельностью и успехами их ребенка.
3. Относительно изменений в личности наставляемого-участника программы наставничества в МКОУ "Нижнемордокская СОШ" критериями динамики развития наставляемых выступают:
- улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых;
- нормализация уровня тревожности; оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;
- повышение уровня самооценки наставляемого;
- повышение уровня позитивного отношения к учебе;
- активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
- повышение уровня осведомленности о различных профессиях, выбор направления профессиональной деятельности;
- степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в повседневной жизни, активная гражданская позиция.
Нормативно - правовая база
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста»;
- Федеральный проект «Современная школа»;
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 16.12.2020 № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» (в редакции Распоряжения Минпросвещения России от 15 декабря 2022 г. № Р-303);
- Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 27.08.2021 № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана»;
- Письмо Министерства просвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021 г. № АЗ-1128/08 «Об учете и использовании в работе методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»;
- Распоряжение Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24.06.2022 № 1688-р «Об утверждении концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года»;
- Указ Президента РФ от 27.07.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»
- Перечень поручений Правительству Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника, состоявшегося 27 декабря 2023 года
- ПРОЕКТ профессионального стандарта «Наставник» (официальный разработчик ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», от 19.09.2023). Источник https://guppros.ru/ru/rubric/education/konkursy-minpros/nastavnik
- Концепция развития наставничества в Российской Федерации (одобрена Решением президиума ФГБУ Российская академия образования от 29.06.2023)
- Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Инструктивно-методическое письмо «О внедрении целевой модели наставничества в образовательных организациях Курской области, включённых в региональный перечень апробационных площадок по внедрению целевой модели наставничества» (приказ комитета образования и науки Курской области № 1-652 от 07.06 2021 г.)
- ПРИКАЗ "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Курской области по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
- Приказ Комитета образования и науки Курской области №1-358 от 18.03.2022 г. "О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Курской области"
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора Курской области "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Приказ МКОУ «Нижнемордокская СОШ» от 07 сентября 2022 года №1-107 «О реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в МКОУ «Нижнемордокская СОШ»
Полезные ссылки
- Наставничество педагогических работников
- Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Авторы: Тарасова Н.В., к.п.н., доцент, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Пастухова И.П., к.п.н., доцент, заместитель директора Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Чигрина С.Г., старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей
-
О нормативном закреплении наставнической деятельности (презентация).
-
Методология наставничества в образовании (презентация)